14-й день
521
правду, /и преподобный Твои возрадуются. Еван-
гелие от Матфея зачало 11. Причастен: В
память
вечную:
Ведати же подобает, аще прилунится в понедельник
Поста, то на Литургии поем: Да исправится молитва моя:
потом трисвятое, прокимен. И Апостол, и аллилуйя, и
Евангелие. И Литургия постная.
быть существенно православным. Ес-
ли же прибавить сюда еще природную
мягкость русского характера, то ста-
нет вполне понятным, что правосла-
вие должно было запечатлеться на
этом воске так, как предназначил
Промысл Божий первоучителю сла-
вян, духовному родителю русского
народа ? святому равноапостоль-
ному Константину, в монашестве
Кириллу.
Родитель его?знатный и богатый
вельможа, по имени Лев, и мать его
Мария жили благочестиво, исполняя
заповеди Божий. Константин ? имя
царственное ? был седьмым сыном.
Когда мать, по рождении, отдала его
кормилице, чтобы та вскормила его,
он никак не желал питаться чужим
молоком, но?только молоком мате-
ри. Святой равноапостольный Кон-
стантин (Кирилл) родился в г. Солуни
(Фессалоники) в 827 году. В городе
проживало многочисленное славян-
ское население, язык которого был с
детства знаком святому Кириллу.
Существуют предположения, что свя-
той Кирилл был славянином и назы-
вается в источниках греком по при-
надлежности к Греческой Церкви.
Родители его дали обет жить, как брат
с сестрой, и так прожили четырнад-
цать лет до самой смерти. Семи лет от
роду Константин видел сон и расска-
зал его отцу и матери, в следующих
словах: «Воевода, стратиг нашего
города, собрал всех девиц города и
сказал мне: «Выбери себе из них кого
хочешь на помощь и в сверстницы
себе». Я, оглядев, посмотрел их всех и
приметил одну, прекраснейшую из
всех, с лицом светящимся, украшен-
ную многими золотыми монистами и
жемчугом и украшениями; имя ей
было София. Ее я избрал». Родители
поняли, что Господь дает отроку Деву
Софию, т. е. Премудрость, возрадова-
лись духом и со старанием стали
учить Константина не только книж-
Святой равноапостольный Ки-
рилл (Константин)
Философ. На
долю народа русского выпало редкое
счастье получить христианство тогда,
когда еще почти не успели выразить-
ся черты национального самоопреде-
ления. Христианство не сталкивается
тут ни с оформившимся учением, ни
с богатым культом какой-либо иной
религии; не находит укоренившихся
нравственных привычек или государ-
ственных устремлений. Самый язык,
еще незапятнанный и гибкий, довер-
чиво дает устроить из себя сосуд
благодати. Одним словом, христиан-
ство попадает в души младенческие,
и все дальнейшее возрастание их, все
внутреннее их устроение соверша-
лось под прямым водительством
Церкви. Весьма понятно, что народ-
ный дух, так сложившийся, не мог не