3-й день
93
Петра и Павла, 29 июня,
инок Николай был посвя-
щен во иеродиакона, а
30 июня ? в престольный
праздник академического
храма?в сан иеромонаха.
Знаменательным было
напутствие епископа в но-
вую жизнь молодого инока:
«Не в монастыре ты дол-
жен совершить течение
подвижнической жизни.
Тебе должно оставить са-
мую Родину, идти на слу-
жение Господу в страну
далекую и неверную. С
крестом подвижника ты
должен взять посох стран-
ника, вместе с подвигом
монашества тебе предле-
жат труды апостольские!»
В июле 1860 года иеро-
монах Николай выехал на
место своего служения в
г. Хакодате, взяв с собой
Смоленскую икону Божией
Матери.
На пути в Японию он
встретил знаменитого Свя-
тителя Церкви Русской ?
Апостола Америки и Сиби-
ри, архиепископа Камчат-
ского, Курильского и Але-
утского (впоследствии мит-
рополита Московского) ?
Иннокентия Вениаминова. В г. Нико-
лаевске-на-Амуре он восприял от
старческого опыта благодатного мис-
сионера все необходимое, чтобы про-
должить его апостольские подвиги
«даже до края земли».
Сначала проповедь Евангелия в
Японии казалась совершенно немыс-
лимой. По словам самого отца Нико-
лая, «тогдашние японцы смотрели на
иностранцев, как на зверей, а на
христианство, как на злодейскую цер-
ковь, к которой могут принадлежать
только отъявленные злодеи и чаро-
деи». Восемь лет ушло на то, чтобы
изучить страну: народ, язык, нравы и
обычаи тех, среди кого предстояло
проповедовать. Иеромонах Николай,
посещая народные собрания, слушал
приезжих рассказчиков и буддийских
проповедников. К 1868 году отец
Николай уже бегло говорил по-
японски. Историю Японии он знал
лучше многих японцев. В то же время
отец Николай изучил и английский
язык, который становился междуна-
родным. К тому времени паства отца
Николая насчитывала около двадца-
ти мужчин и женщин. В конце 1869
года иеромонах Николай приехал в
Петербург и сделал в Синоде доклад о
результатах своей работы.
Было принято решение: «Образо-
вать для проповеди между японскими
язычниками Слова Божия особую
Российскую Духовную Миссию». Отец
Николай был возведен в сан архи-
мандрита и назначен начальником
этой Миссии. По возвращении в
Японию будущий Святитель передал
Хакодатскую паству своему новому
сподвижнику иеромонаху Анатолию,
а сам перенес миссионерский центр в
Токио. В 1871 году в стране началось
гонение на христиан, и многие из них
были подвергнуты преследованиям (в
том числе знаменитый впоследствии
миссионер-священник Павел Савабе,
первый православный японец). Толь-
ко к 1873 году гонения несколько