|
|||
15-й день
|
207
|
||
|
|||
храм в честь Пресвятой Богородицы
на том месте, где приняли мучениче- скую кончину варяги Феодор и Иоанн (храм был завершен в 996 году и получил название Десятинного). Русские летописи сообщают, что князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа: «И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному...». В храмах, устрояемых по велению
князя Владимира, богослужение со- вершалось по православному чино- последованию на понятном народу родном славянском языке, по тем книгам, которые еще за столетие до того были переведены с греческого на славянский святыми равноапостоль- ными братьями Кириллом и Мефоди- ем, первоучителями Словенскими. Благодаря этому храмы Божий стано- вились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространи- лась по всей Руси. Святое Крещение приняли после Киева жители Новго- рода и Смоленска, Полоцка и Турова, Пскова, Луцка, Владимира Волын- ского, Чернигова, Курска, Ростова Великого и других русских городов. Апостольская ревность великого
князя Владимира, просветителя Ру- си, простиралась так далеко, что он посылал христианских проповедни- ков на берега Двины и Камы, в степи диких печенегов и половцев. Труды великого князя Владимира
и первых Киевских митрополитов Михаила и Леонтия, верных его сподвижников дали замечательные плоды. Прошло несколько лет, и к концу X века на Руси уже были свои епископы, священники и диаконы, значительно возросло количество гра- мотных людей всякого возраста и звания. Русь приобщалась к более передо-
вой христианской культуре и цивили- зации, вошла в семью христианских народов Европы. После принятия крещения святой
великий князь Владимир внутренне преобразился, он стал новым челове- ком, облагодатствованным Духом Святым, стал примером кроткой и сострадательной любви к ближним. Исполнение заповедей Христовых, выполнение предписаний Святой Церкви, следование ее строгим уста- |
вам? все это стало мерилом жизни и
поведения великого князя. Слова Евангелия «блаженны ми-
лостивые» глубоко проникли в душу святого князя Владимира. Он щедро раздавал милости своим подданным. В дни церковных праздников, кото- рые князь проводил в радости христи- анской, любви, у него были готовы три трапезы: первая?для духовен- ства, вторая ? для нищих и убогих, третья ? для себя, бояр и служивых людей. Заботясь о бедных, благотворя
нуждающимся, упокоевая странни- ков, смягчая наказания преступни- кам, князь Владимир вскоре снискал всенародную любовь и по достоинству получил в народе ласковое прозвание «Владимир ? Красное Солнышко » (это прозвище и столетие спустя сохранялось за ним в народных пес- нях и былинах). Следуя христианскому долгу ми-
ротворчества, святой Владимир прек- ратил военные брани и всецело от- дался заботам о мирном благоустро- ении государства. Чтобы предупре- дить набеги кочевников и защитить границы Руси, святой князь Влади- мир строил на окраинах государства укрепленные крепости. При святом равноапостольном ве-
ликом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние распространилось далеко за ее пределы. Заботясь о благоустроении Русс-
кой державы, святой князь Владимир роздал уделы, то есть города и обла- сти, в управление своим сыновьям: старшему Вышеславу ? Новгород, Изяславу ? Полоцк, Святополку? Туров, Ярославу?Ростов Великий, Всеволоду ? Владимир - Волынский, Святославу?землю Древлянскую, Мстиславу?Тмуторакань, Стани- славу? Смоленск, Судиславу ? Суздаль, Позвизду?Луцк. Живя в своих уделах, сыновья, удельные князья, должны были повиновать- ся своему отцу ? великому князю Киевскому, в зависимости от которо- го находились. К сожалению, после кончины святого князя Владимира, между братьями возникли и углуби- лись междоусобные распри. Блаженная кончина святого рав-
ноапостольного великого князя Вла- димира наступила 15 июля 1015 года |
||
|
|||