15-й день
207
храм в честь Пресвятой Богородицы
на том месте, где приняли мучениче-
скую кончину варяги Феодор и Иоанн
(храм был завершен в 996 году и
получил название Десятинного).
Русские летописи сообщают, что
князь Владимир особенно заботился о
духовном просвещении народа: «И
повелел попам по городам и селам
приводить людей к крещению и детей
учить грамоте, ученью книжному...».
В храмах, устрояемых по велению
князя Владимира, богослужение со-
вершалось по православному чино-
последованию на понятном народу
родном славянском языке, по тем
книгам, которые еще за столетие до
того были переведены с греческого на
славянский святыми равноапостоль-
ными братьями Кириллом и Мефоди-
ем, первоучителями Словенскими.
Благодаря этому храмы Божий стано-
вились всенародными училищами
веры, а вера Христова мирно и
сравнительно быстро распространи-
лась по всей Руси. Святое Крещение
приняли после Киева жители Новго-
рода и Смоленска, Полоцка и Турова,
Пскова, Луцка, Владимира Волын-
ского, Чернигова, Курска, Ростова
Великого и других русских городов.
Апостольская ревность великого
князя Владимира, просветителя Ру-
си, простиралась так далеко, что он
посылал христианских проповедни-
ков на берега Двины и Камы, в степи
диких печенегов и половцев.
Труды великого князя Владимира
и первых Киевских митрополитов
Михаила и Леонтия, верных его
сподвижников дали замечательные
плоды. Прошло несколько лет, и к
концу X века на Руси уже были свои
епископы, священники и диаконы,
значительно возросло количество гра-
мотных людей всякого возраста и
звания.
Русь приобщалась к более передо-
вой христианской культуре и цивили-
зации, вошла в семью христианских
народов Европы.
После принятия крещения святой
великий князь Владимир внутренне
преобразился, он стал новым челове-
ком, облагодатствованным Духом
Святым, стал примером кроткой и
сострадательной любви к ближним.
Исполнение заповедей Христовых,
выполнение предписаний Святой
Церкви, следование ее строгим уста-
вам? все это стало мерилом жизни и
поведения великого князя.
Слова Евангелия «блаженны ми-
лостивые» глубоко проникли в душу
святого князя Владимира. Он щедро
раздавал милости своим подданным.
В дни церковных праздников, кото-
рые князь проводил в радости христи-
анской, любви, у него были готовы
три трапезы: первая?для духовен-
ства, вторая ? для нищих и убогих,
третья ? для себя, бояр и служивых
людей.
Заботясь о бедных, благотворя
нуждающимся, упокоевая странни-
ков, смягчая наказания преступни-
кам, князь Владимир вскоре снискал
всенародную любовь и по достоинству
получил в народе ласковое прозвание
«Владимир ? Красное Солнышко »
(это прозвище и столетие спустя
сохранялось за ним в народных пес-
нях и былинах).
Следуя христианскому долгу ми-
ротворчества, святой Владимир прек-
ратил военные брани и всецело от-
дался заботам о мирном благоустро-
ении государства. Чтобы предупре-
дить набеги кочевников и защитить
границы Руси, святой князь Влади-
мир строил на окраинах государства
укрепленные крепости.
При святом равноапостольном ве-
ликом князе Владимире Киевская
Русь достигла расцвета и ее влияние
распространилось далеко за ее
пределы.
Заботясь о благоустроении Русс-
кой державы, святой князь Владимир
роздал уделы, то есть города и обла-
сти, в управление своим сыновьям:
старшему Вышеславу ? Новгород,
Изяславу ? Полоцк, Святополку?
Туров, Ярославу?Ростов Великий,
Всеволоду ? Владимир - Волынский,
Святославу?землю Древлянскую,
Мстиславу?Тмуторакань, Стани-
славу? Смоленск,          Судиславу ?
Суздаль, Позвизду?Луцк. Живя в
своих уделах, сыновья, удельные
князья, должны были повиновать-
ся своему отцу ? великому князю
Киевскому, в зависимости от которо-
го находились. К сожалению, после
кончины святого князя Владимира,
между братьями возникли и углуби-
лись междоусобные распри.
Блаженная кончина святого рав-
ноапостольного великого князя Вла-
димира наступила 15 июля 1015 года