|
|||
20-й день
|
459
|
||
|
|||
ся гайдуков расстрелять святого Афа-
насия. Потрясенный мужеством и стойкостью святого игумена, гайдук просил у него прощения и пастырско- го благословения. Получив то и дру- гое, он выстрелил, но не убил святого. Раненый двумя мушкетными пулями преподобный Афанасий с окровав- ленной головой продолжал стоять, прислонясь к сосне. Страшное крова- вое зрелище при внезапно разразив- шейся сильной грозе до такой степе- ни испугало гайдуков, что они поспе- шили втолкнуть его еще живым в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом кверху, сложил руки крестообразно и предал душу Господу. В течение восьми месяцев тело
страдальца за Православие, засыпан- ное землей, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского мо- настыря место погребения их игуме- на. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно при- надлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Иноки ночью выкопали нетленное тело игу- мена и тотчас перенесли на другое место, а утром?в свой монастырь. Через несколько дней, 8 мая 1649 го- да преподобный Афанасий был с честью погребен у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника. Преподобный Афанасий был
признан чтимым святым вскоре пос- ле своей мученической кончины. 5 января 1658 года архимандрит Ки- ево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель вместе с Иосифом Нелюбович- Тукальским (с 1664 года митрополит Киевский) писали царю Алексею Ми- хайловичу, что тело святого Афана- сия, «откровенно бывши, и доселе, дивно Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно». В 1666 году в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется «святым и пре- подобномучеником». Глубоко чтилось верующими западнорусского края святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих. 8 ноября 1816 года во время по-
|
жара, происшедшего в Брестском
Симеоновском монастыре, деревян- ный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой храни- лись мощи святого, расплавилась. Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уце- левшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священ- ником Самуилом Лисовским и благо- честивыми жителями города Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенарод- ного поклонения. В 1824 году Симе- оновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в горо- де Бресте нового каменного Симе- оновского собора святые мощи препо- добного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудот- ворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. Всецелое утверждение Правосла-
вия и полная отмена унии?вот в чем видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвя- тил всю жизнь. «Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду... Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии». Таки- ми были слова твердого, непреклон- ного и вдохновенного борца за Пра- вославие, глубоко веровавшего в по- бедную силу истинного исповедания. Не страшила его и мученическая кончина, ибо он провидел исполнение своего пророческого предсказания: «Уния исчезнет, а Православие проц- ветет». Память преподобномученика
Афанасия Брестского празднуется
также 5 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице). Литература
1. Дневник Брестского игумена
Афанасия (подлинник). ГИМ, Сино- дальное собрание, ¦ 856. 2. Иосиф, епископ. Святой препо-
добномученик Афанасий, игумен Брестский. Воронеж, 1899. |
||
|
|||