25-й день
121
Примечательно, что на пути от Каза-
ни до Унжы преподобный Макарий,
«нося во устех непрестанные молит-
вы» , чудесно насыщал своих спутни-
ков. На пятом году своей подвижни-
ческой жизни в Унже, прославившись
«пощением и бдением, яко ангел»,
преподобный Макарий заболел и
25 июля 1444 года, в возрасте 95-ти
лет, отошел ко Господу. Во время
блаженной кончины праведника вся
местность вокруг келлии исполнилась
благовония, а лицо святого озарилось
Божественной благодатью.
Еще при жизни преподобный Ма-
карий получил от Бога дар чудотво-
рений. Так, однажды он исцелил
слепую и бесноватую девушку. Но и
по смерти преподобного множество
людей получали исцеление при гроб-
нице его святых мощей, а город Унжа
неоднократно был спасаем от раз-
грабления татарами его пламенной
молитвой. Так, в 1522 году татары
напали на Унжу и хотели ограбить
серебряную гробницу в Макариевой
пустыни, но внезапно ослепли и,
обезумев, бросились бежать, многие
из них при этом утонули в реке Унже.
В 1532 году молитвами преподобного
Макария был спасен от татарского
набега город Солигалич и благодар-
ные жители устроили в соборном
храме придел во имя преподобного
Макария. Сохранился до наших дней
текст письма знаменитого предводи-
теля русского ополчения в борьбе
против польско-литовских захватчи-
ков, князя Димитрия Михайловича
Пожарского, в котором он сообщает
Святейшему Патриарху Московско-
му Филарету о многочисленных исце-
лениях, происшедших от чудотвор-
ной иконы преподобного Макария,
находившейся в его поместье («Пись-
ма русских государей», изд. Археог-
рафической комиссии, 1848, т. 1,
¦ 18).
В октябре 1619 года царь Михаил
Феодорович посетил обитель и молил-
ся у святых мощей преподобного
Макария, при этом щедро одарил
монастырь. В 1670 году, при игумене
Никите (1666?1675), во время ре-
монта каменного храма были обрете-
ны под каменной плитой нетленные
мощи святого подвижника. При этом
обнаружилось, что «и кости в соста-
вых тверды и нерушимы, власы
главнии и брада седы, видом же всем
таков, яко же и на иконех пишется;
одежда же иноческая на мощех, яже
есть схима и мантия и прочее, весьма
целы и крепки, молитвой положили
нетленные мощи преподобного в но-
вый гроб и сотвориша праздник све-
тел и торжество радостное обретению
честных мощей преподобного».
226 лет пробыли в земле святые
мощи и силой Божественной благода-
ти сохранились нетленными. При
Патриархе Иоакиме (1674?1690)
святые мощи вновь были погребены
под спудом.
За правым клиросом в обители
преподобного находилась икона, на
которой преподобный Макарий изоб-
ражен со свитком в руках. Вверху,
над его головой?Пресвятая и Жи-
вотворящая Троица; на свитке над-
пись: «Чту, пою и покланяюся Отцу и
Сыну и Святому Духу». Эта икона
была написана в ХУЛ веке по благо-
словению возобновителя Желтовод-
ского Свято-Троицкого монастыря
игумена Авраамия (1"5 апреля 1640).
В «Иконописном подлиннике» приво-
дятся следующие данные о преподоб-
ном: «Подобием стар и сед, лицом
блед, власы просты на главе, брада
аки Сергия Радонежского, ризы пре-
подобническия, в руке свиток, а на
нем написано: «Хвалю Тя, Господи
Иисусе Христе, благословенный Бо-
же, соблюди (ый) нас доселе живы,
воистину всякое дыхание и всякая
тварь благословит Тя, призри убо
милостнвно с высоты снятый славы
Твоея, и услыши моление недостой-
ного раба Твоего, и якоже древле
препитал еси пять тысящь народа
пятью хлебами, сице и сия малыя
люди в пустыни сей препитай мило-
сердным н человеколюбивым Твоим
смотрением, Небесный Царь».
Литература
1.  Докучаев-Басков К. А. Сказа-
ние о чудесах в Каргопольской Херго-
зерской пустыне от иконы преподоб-
ного Макария Унженского и Желто-
водского. М., 1902.
2.  Макарий, иеромонах. Сказание
о жизни и чудесах преподобного
Макария Желтоводского и Унженско-
го чудотворца. М,, 1851.