|
|||
496
|
Месяц июнь
|
||
|
|||
Он увидел образ этой Любви вложен-
ным в канонические формы Мам- врийского Богоявления. Этот его опыт ? новый опыт, новое видение духовного мира ? воспринял от него сам преподобный Андрей Рублев, руководимый преподобным Никоном: так написал он «в похвалу отцу Сергию» икону Троицы» (Священник Павел Флоренский. Иконостас.? Богословские труды. Сб. 9. М., 1972, е. 108). Преподобный Андрей Рублев ?
духовный внук Преподобного Сергия, это не раз подчеркивалось. Но подоб- но тому, как Троицкий собор вопло- тил в себе духовный опыт Преподоб- ного Сергия, духовный опыт препо- добного Андроника и его учеников воплощен в соборе в честь Нерукот- ворного образа Спасителя Андрони- кова монастыря. Этот монастырь явился выразителем основных идей православного иконописания. Богодуховность иконописцев, не-
рукотворность и чудотворность икон ? вот что должен был являть по мысли основателей Андроникова мо- настыря собор в честь Нерукотворно- го образа Спасителя. Идейный смысл соборного храма Андроникова мона- стыря раскрывается в восклицании автора «Сказания о перенесении из Едессы в Константинополь Нерукот- воренного образа Господа Иисуса Христа»: «О чудо! Простая вода обра- тилась в краску и на убрусе отпечата- лось пресвятое подобие Божественно- го лица» (Четий Минеи, 16 августа). И как завет иконописцам, звучат слова Спасителя, которыми Он запе- чатал письмо Авгарю: «Божие виде- ние? Божественное чудо!» (там же). Поэтому принадлежность пре- подобных иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева к Андро- никову монастырю в честь Нерукот- ворного образа Спасителя и их погре- бение в нем осознается как свидетель- ство об исконных, глубинных корнях православного иконописания. Об иконах преподобных Даниила
и Андрея еще в XVI?XVII веках свидетельствовали, что они «все чу- дотворные». Икона Пресвятой Тро- ицы письма преподобного Андрея Рублева Соборным определением 1551 года приравнивалась к канони- ческому образцу (Стоглав. М., 1890, |
с. 1681). В «Степенной книге», со-
ставлявшейся под непосредственным руководством митрополита Москов- ского Макария в 1560?1563 годах, преподобные Андрей и Даниил име- нуются «богодухновенными мастера- ми». Память преподобного Андроника
и его святых учеников совершается в день кончины преподобного Андро- ника (13 июня) и в Соборе Радонеж- ских святых (6 июля), установленном по благословению Святейшего Патри- арха Московского и всея Руси Пиме- на 10 июля (н. ст.) 1981 года. Память преподобного Андрея Рублева отме- чается также в день его тезоименит- ства? 4 июля, за день до праздника обретения честных мощей Преподоб- ного Сергия. Преподобный Андроник на ико-
нах пишется «стар вельми, сед, брада седа Николина; руце молебны; ризы преподобническия». Облик преподоб- ных Саввы и Александра, Даниила Черного и Андрея Рублева воссозда- ется на основе многочисленных ми- ниатюр. Источники и литература
1. Троицкий патерик, или сказа-
ния о святых угодниках Вожиих, под благодатным водительством Препо- добного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просияв- ших. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1896. 2. Историческое описание Москов-
ского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865. 3. Андрей Рублев и его эпоха. М.,
1971 (приведена библиография работ, касающихся жизни и творчества ико- нописца). 4. Музей древнерусского искус-
ства имени Андрея Рублева. Автор текста и сост. А. А. Салтыков. Ле- нинград, 1981. 5. Троица Андрея Рублева. Анто-
логия. Сост. Т. И. Вздорнов. М., 1981. 6. «Журнал Московской Патриар-
хии», 1980, ¦ 7, с. 69?79 (приведе- ны свидетельства о святости препо- добных Даниила Черного и Андрея Рублева и об их почитании в Русской Церкви). 7. Вопросы истории, 1969, ¦ 1,
с. 35?48; ¦ 12, с. 194?197. |
||
|
|||