496
Месяц июнь
Он увидел образ этой Любви вложен-
ным в канонические формы Мам-
врийского Богоявления. Этот его
опыт ? новый опыт, новое видение
духовного мира ? воспринял от него
сам преподобный Андрей Рублев,
руководимый преподобным Никоном:
так написал он «в похвалу отцу
Сергию» икону Троицы» (Священник
Павел Флоренский. Иконостас.?
Богословские труды. Сб. 9. М., 1972,
е. 108).
Преподобный Андрей Рублев ?
духовный внук Преподобного Сергия,
это не раз подчеркивалось. Но подоб-
но тому, как Троицкий собор вопло-
тил в себе духовный опыт Преподоб-
ного Сергия, духовный опыт препо-
добного Андроника и его учеников
воплощен в соборе в честь Нерукот-
ворного образа Спасителя Андрони-
кова монастыря. Этот монастырь
явился выразителем основных идей
православного иконописания.
Богодуховность иконописцев, не-
рукотворность и чудотворность
икон ? вот что должен был являть по
мысли основателей Андроникова мо-
настыря собор в честь Нерукотворно-
го образа Спасителя. Идейный смысл
соборного храма Андроникова мона-
стыря раскрывается в восклицании
автора «Сказания о перенесении из
Едессы в Константинополь Нерукот-
воренного образа Господа Иисуса
Христа»: «О чудо! Простая вода обра-
тилась в краску и на убрусе отпечата-
лось пресвятое подобие Божественно-
го лица» (Четий Минеи, 16 августа).
И как завет иконописцам, звучат
слова Спасителя, которыми Он запе-
чатал письмо Авгарю: «Божие виде-
ние? Божественное чудо!» (там же).
Поэтому принадлежность пре-
подобных иконописцев Даниила
Черного и Андрея Рублева к Андро-
никову монастырю в честь Нерукот-
ворного образа Спасителя и их погре-
бение в нем осознается как свидетель-
ство об исконных, глубинных корнях
православного иконописания.
Об иконах преподобных Даниила
и Андрея еще в XVI?XVII веках
свидетельствовали, что они «все чу-
дотворные». Икона Пресвятой Тро-
ицы письма преподобного Андрея
Рублева Соборным определением
1551 года приравнивалась к канони-
ческому образцу (Стоглав. М., 1890,
с. 1681). В «Степенной книге», со-
ставлявшейся под непосредственным
руководством митрополита Москов-
ского Макария в 1560?1563 годах,
преподобные Андрей и Даниил име-
нуются «богодухновенными мастера-
ми».
Память преподобного Андроника
и его святых учеников совершается в
день кончины преподобного Андро-
ника (13 июня) и в Соборе Радонеж-
ских святых (6 июля), установленном
по благословению Святейшего Патри-
арха Московского и всея Руси Пиме-
на 10 июля (н. ст.) 1981 года. Память
преподобного Андрея Рублева отме-
чается также в день его тезоименит-
ства? 4 июля, за день до праздника
обретения честных мощей Преподоб-
ного Сергия.
Преподобный Андроник на ико-
нах пишется «стар вельми, сед, брада
седа Николина; руце молебны; ризы
преподобническия». Облик преподоб-
ных Саввы и Александра, Даниила
Черного и Андрея Рублева воссозда-
ется на основе многочисленных ми-
ниатюр.
Источники и литература
1.  Троицкий патерик, или сказа-
ния о святых угодниках Вожиих, под
благодатным водительством Препо-
добного Сергия в его Троицкой и
других обителях подвигом просияв-
ших. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой
Лавры, 1896.
2. Историческое описание Москов-
ского Спасо-Андроникова монастыря.
М., 1865.
3.  Андрей Рублев и его эпоха. М.,
1971 (приведена библиография работ,
касающихся жизни и творчества ико-
нописца).
4.   Музей древнерусского искус-
ства имени Андрея Рублева. Автор
текста и сост. А. А. Салтыков. Ле-
нинград, 1981.
5.  Троица Андрея Рублева. Анто-
логия. Сост. Т. И. Вздорнов. М., 1981.
6.  «Журнал Московской Патриар-
хии», 1980, ¦ 7, с. 69?79 (приведе-
ны свидетельства о святости препо-
добных Даниила Черного и Андрея
Рублева и об их почитании в Русской
Церкви).
7.   Вопросы истории, 1969, ¦ 1,
с. 35?48; ¦ 12, с. 194?197.