168
Месяц март
гословению игумена, во исполнение
воли умирающего, князя вынесли на
монастырский двор, куда сошлось уже
множество ярославцев. «И испове-
дался князь пред всем народом, ес-
ли согрешил пред кем или нелюбие
держал на кого. И кто пред ним со-
грешил и враждовал на него?всех
благословил и простил и во всем вину
на себя принял пред Богом и людь-
ми». Лишь после этого решился сми-
ренный воин завершить свой необыч-
ный и многотрудный жизненный
путь принятием ангельского образа.
Всю ночь игумен и братия молились
над святым князем. В два часа ночи
начали звонить к утрене. Напутство-
ванный Святыми Тайнами Христо-
выми, святой Феодор безмолвно ле-
жал на своем иноческом ложе. Когда
же иноки начали третью «Славу»
Псалтири, он осенил себя крестным
знамением и предал душу Господу,
Вид его в гробу был необычен: «Чудно
бе зрети блаженнаго, на одре лежаща
не яко умерша, но яко жива суща.
Светилось лице его, солнечным лу-
чам подобно, честными сединами
украшено, показуя душевную его чи-
стоту и незлобивое сердце». Престав-
ление святого благоверного князя
Феодора отмечается Церковью 19
сентября.
После него в Ярославле правил его
сын ? святой Давид (1"1321). Второй
из его младших сыновей, святой
Константин, видимо, почил ранее.
Церковное почитание святого князя
Феодора в Ярославской земле нача-
лось вскоре после его смерти. В
1322 ?1327 годах, по благословению
и заказу епископа Ростовского Прохо-
ра, в память почитаемого Владыкой
святого Феодора было написано и
украшено миниатюрами знаменитое
Феодоровское Евангелие. Епископ
Прохор был прежде игуменом Спасо-
Преображенского монастыря в Ярос-
лавле. Вероятно, он лично знал свято-
го князя, мог быть очевидцем его
пострижения и всенародного пока-
яния.
Историки думают, что лучшие
миниатюры, вшитые в эту драгоцен-
ную рукопись, принадлежали более
раннему Евангелию, владельцем ко-
торого был сам святой Феодор Чер-
ный и которое он привез с собой в
*2
Ярославль как благословение из род-
ного Смоленска.
5 марта 1463 года были обретены в
Ярославле нетленные мощи святого
князя Феодора и чад его, Давида и
Константина, которые прославились
чудесами. В следующем же году они
были положены в каменную ра-
ку в соборной церкви Спасо-Пре-
ображенского монастыря. Летопи-
сец, очевидец события, записал под
этим годом: «Во граде Ярославле в
монастыре Святого Спаса лежали три
князя великие, князь Феодор Ростис-
лавич да дети его Давид и Констан-
тин, поверх земли лежали. Сам же
великий князь Феодор велик был
ростом человек, те у него, сыновья
Давид и Константин, под пазухами
лежали, зане меньше его ростом
были. Лежали же во едином гробе».
Это обстоятельство так запечатлелось
в восприятии очевидцев и современ-
ников обретения его мощей, что за-
пись об этом вошла в Проложные
жития князя Феодора и в Иконопис-
ные подлинники.
Житие святого князя Феодора Чер-
ного было написано вскоре по обрете-
нии мощей иеромонахом ярославско-
го Спасского монастыря Антонием,
по благословению митрополита Мос-
ковского и всея Руси Филиппа I.
Другая редакция Жития была напи-
сана Андреем Юрьевым в Кирилло-
Белозерском монастыре. Третье, наи-
более подробное, Житие святого Фе-
одора вошло в «Книгу степенную
царского родословия», составленную
при царе Иоанне Грозном и митропо-
лите Макарии. Русский народ сложил
о святом князе Феодоре духовные
песни, которые на протяжении столе-
тий распевали «калики перехожие».
В них прославляются благочестие и
правосудие, милосердие и благотво-
рительность святого, его забота о
строительстве и украшении храмов
(см.: Митрополит Ярославский и Ро-
стовский Иоанн (Вендланд). Князь
Феодор Черный.? Богословские тру-
ды, сб. XI. М., 1973, с. 55?77).
Сложность исторических судеб, суро-
вость эпохи, бесчисленное множество
врагов ? не личных, но врагов Рос-
сии и Церкви,? только ярче подчер-
кивают для нас величие подвига
святых созидателей России.