|
|||
168
|
Месяц март
|
||
|
|||
гословению игумена, во исполнение
воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И испове- дался князь пред всем народом, ес- ли согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним со- грешил и враждовал на него?всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людь- ми». Лишь после этого решился сми- ренный воин завершить свой необыч- ный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа. Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутство- ванный Святыми Тайнами Христо- выми, святой Феодор безмолвно ле- жал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью «Славу» Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу, Вид его в гробу был необычен: «Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лу- чам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чи- стоту и незлобивое сердце». Престав- ление святого благоверного князя Феодора отмечается Церковью 19 сентября. После него в Ярославле правил его
сын ? святой Давид (1"1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле нача- лось вскоре после его смерти. В 1322 ?1327 годах, по благословению и заказу епископа Ростовского Прохо- ра, в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо- Преображенского монастыря в Ярос- лавле. Вероятно, он лично знал свято- го князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного пока- яния. Историки думают, что лучшие
миниатюры, вшитые в эту драгоцен- ную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем ко- торого был сам святой Феодор Чер- ный и которое он привез с собой в *2
|
Ярославль как благословение из род-
ного Смоленска. 5 марта 1463 года были обретены в
Ярославле нетленные мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина, которые прославились чудесами. В следующем же году они были положены в каменную ра- ку в соборной церкви Спасо-Пре- ображенского монастыря. Летопи- сец, очевидец события, записал под этим годом: «Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростис- лавич да дети его Давид и Констан- тин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе». Это обстоятельство так запечатлелось в восприятии очевидцев и современ- ников обретения его мощей, что за- пись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконопис- ные подлинники. Житие святого князя Феодора Чер-
ного было написано вскоре по обрете- нии мощей иеромонахом ярославско- го Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Мос- ковского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была напи- сана Андреем Юрьевым в Кирилло- Белозерском монастыре. Третье, наи- более подробное, Житие святого Фе- одора вошло в «Книгу степенную царского родословия», составленную при царе Иоанне Грозном и митропо- лите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столе- тий распевали «калики перехожие». В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотво- рительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ро- стовский Иоанн (Вендланд). Князь Феодор Черный.? Богословские тру- ды, сб. XI. М., 1973, с. 55?77). Сложность исторических судеб, суро- вость эпохи, бесчисленное множество врагов ? не личных, но врагов Рос- сии и Церкви,? только ярче подчер- кивают для нас величие подвига святых созидателей России. |
||
|
|||