382
Месяц март
ность. Вняв призыву свыше, святой
Венедикт решил удалиться от
мирских соблазнов и всецело посвя-
тить себя служению Богу, Вначале
юноша поселился при храме во имя
святого апостола Петра в местечке
Абруццо (ныне Альфидена), близ Ри-
ма, где вел строгую аскетическую
жизнь. Неожиданно стал известен
чудесный случай, свидетельствовав-
ший об особом духовном даре под-
вижника, который привлек к нему
внимание. Избегая соблазна мирской
славы, святой Венедикт покинул Рим
(родители его к этому времени умер-
ли). Он поселился в пещере малодо-
ступной горной местности Субиако
(Субъяко). Здесь, в Сабинских горах,
святой проводил дни в строгом посте
и неустанной молитве, подражая пу-
стынножителям египетской Фива-
иды. Отшельник из близлежащего
монастыря по имени Роман, встре-
ченный святым Венедиктом, постриг
его в монашество и помогал в течение
трех лет: он приносил в условленные
дни хлеб и спускал его в пещеру
святому Венедикту на веревке, к
которой был привязан колокольчик.
Три года провел святой Венедикт
в полном уединении, пока Господь не
открыл его местопребывание пасту-
хам и одному пресвитеру, который
стал всем рассказывать о великом
подвижнике. В это время в одной из
окрестных обителей, в пещерном мо-
настыре Виковаро, умер игумен. Пос-
ле настойчивых просьб иноков святой
Венедикт в 510 году согласился стать
настоятелем этой обители, но предуп-
редил, что его строгий нрав придется
им не по душе. Так и случилось.
Через некоторое время иноки возроп-
тали, не выдержав строгих правил,
установленных святым Венедиктом.
Однажды, во время трапезы, ког-
да святой Венедикт по обыкновению
сотворил над едой крестное знамение,
чаша с вином разбилась, как будто от
удара камнем. Святой догадался, что
кто-то из братии, желая избавиться от
него, подал ему отравленное питие.
Призвав к себе испуганную братию,
он сказал: «Да помилует вас Милосер-
дный Господь, о чада!.. Зачем вы
замыслили сотворить мне такое? Не
говорил ли вам прежде, что мои
нравы с вашими не согласуются?..»
После этого святой Венедикт оста-
вил обитель и вернулся в свою пеще-
ру. Добрая молва о нем не утихала, и
к нему стали приходить люди за
духовным советом и наставлениями,
а также взыскующие иноческой жиз-
ни. Некоторые из них оставались и
устраивали себе поблизости малень-
кие келлии. Через несколько лет,
около 520 года, число братии столь
возросло, что святой Венедикт разде-
лил их на двенадцать общин. Каждая
из общин состояла, в свою очередь, из
двенадцати иноков и имела свой
отдельный скит. При себе святой
Венедикт оставил немногих, наибо-
лее нуждавшихся в его духовной
помощи, или тех, образованием кото-
рых считал необходимым заниматься
сам.
«Многие уважаемые патриции от-
давали своих детей на воспитание
святому Бенедикту: так, сенатор Эк-
виций привел к нему своего сына
Мавра, Тертулл? своего сына Пла-
цида, и оба эти юноши, воспитанники
Бенедикта, стали впоследствии апо-
столами в Галлии и Сицилии»
(Ф. Грегоровиус. История города
Рима в Средние века. Т. 2. СПб.,
1903, с. 7).
Враг рода человеческого возбудил
в жившем неподалеку пресвитере
Флоренции зависть к святому и скло-
нил его к злословию и клевете. Но
святой Венедикт смиренно все сно-
сил, не переставая молиться за обид-
чика. Тогда, по наущению диаволь-
скому, тот начал совращать иноков,
подсылая к ним развратных женщин.
Святой Венедикт вынужден был, не
желая подвергать искушениям бра-
тию, покинуть с наиболее юными
и нестойкими обжитое место в
528 году.
В горной местности, близ полураз-
рушенного городка Монте-Кассино,
бывшего некогда крепостью (провин-
ция Кампанья, между Римом и Не-
аполем), святой Венедикт основал
новый монастырь на участке зем-
ли, подаренном римским сенатором
Тертуллом. 8 апреля 529 года, в
праздник Светлого Воскресения Хри-
стова, монахи с пением «Аллилуйя»
ниспровергли статую Аполлона, воз-
вышавшуюся на горе над Монте-
Кассино. Античное святилище было
вскоре перестроено ими и превраще-
но в христианский храм, освященный
во имя святого Иоанна Крестителя
(основание монастыря запечатлено