14-й день
383
на фреске «Строительство аббатства
Монте-Кассино» известного флорен-
тийского живописца Луки Синьорел-
ли, 1440?1523 гг.). Здесь же была
построена часовня во имя святого
Мартина Турского. Через некоторое
время число насельников монастыря
довольно значительно возросло, оби-
тель была обнесена высокими стена-
ми. Она служила надежным прибе-
жищем окрестным жителям от напа-
дений остготов, лангобардов и других
варваров. Преподобный Венедикт
устроил при Монте-Кассинском мона-
стыре замечательную библиотеку, с
богатым собранием рукописных книг.
Старшим инокам монастыря он пору-
чил обучение грамоте детей окре-
стных жителей и переписывание свя-
щенных и богослужебных книг (это
помогло впоследствии сохранить мно-
гие памятники раннехристианской
письменности). Таким образом, мона-
стырь постепенно превратился в
центр духовного просвещения и бо-
гословского образования. Еще при
жизни святого Венедикта близ Мон-
те-Кассино возник другой мона-
стырь ? Террачина. В Монте-
Кассинском монастыре преподобный
Венедикт создал в 530?540 годах
общежительный Устав, состоящий из
73 глав, в основу которого положил
правила восточных пустынников и 12
книг «О постановлениях киновий»
преподобного Иоанна Кассиана Рим-
лянина (!435; память 29 февраля).
Устав этот, написанный латинским
языком, приближающимся к народно-
му, получил широкое распростране-
ние в Западной Европе и был принят
впоследствии многими монастырями
(до 1595 года он выдержал более 100
изданий). Особенность Устава заклю-
чается в том, что он соединил мона-
шеские идеалы Востока с правилами
подвижнической жизни Западной
Европы. Каждый желающий посту-
пить в монастырь должен был про-
быть в нем послушником в течение
года, чтобы изучить Устав, привык-
нуть к монастырской жизни и убе-
диться в готовности (или неспособно-
сти) принять монашеский постриг.
Приняв постриг, монах-бене-
диктинец дает обет постоянства (вЪа-
ЫШаз 1ос1) и уже не имеет права
покидать монастырь (кроме исключи-
тельных случаев); он должен на вся-
кое дело испрашивать благословения
настоятеля (аббата).
Настоятель обители, избираемый
монахами, хотя и выслушивает сове-
ты старших и опытных братии, но
решения принимает самостоятельно,
его духовная власть в монастыре
является пожизненной. Исполнение
Устава рассматривается как важная
ступень в духовном восхождении.
Необходимыми условиями такого
восхождения являются нестяжание,
целомудрие, смирение, молитва и
труд. Святой Венедикт справедливо
считал лень матерью всех пороков и
настаивал на необходимости физиче-
ского и умственного труда. Сам он
неутомимо трудился с раннего утра
до позднего вечера, подавая добрый
пример братии.
«Из монастыря Монте-Кассино бе-
недиктинский устав с необычайной
быстротой распространяется по хри-
стианскому Западу; он воспитывал из
века в век дисциплинированную ар-
мию монахов, способную корчевать
пни и распахивать целину в необжи-
тых местах, поддерживать в правиль-
ном состоянии раз налаженное хозяй-
ство, систематической пропагандой
обращать в новую веру языческое
население. Эта равномерная, беспе-
ребойная, согласованная работа мно-
гих людей, каждый из которых прино-
сил свою личную своеобычность в
жертву сверхличному распорядку, во
многом заложила основы средневеко-
вого духовного строя» (Из истории
культуры Средних веков и Возрожде-
ния. М., 1976, с. 41).
За свою праведность и святость
преподобный Венедикт удостоился от
Господа дара прозорливости и ясно-
видения. Так, например, он предуз-
нал о кончине епископа Капуанского
Германа, увидев, как Ангелы возно-
сят на Небо его душу.
Предводителю готов Тотилле свя-
той Венедикт пророчески возвестил,
что он возьмет Рим, но будет убит
через 10 лет; это предсказание сбы-
лось в 552 году. Известны также
многие случаи, когда святой Вене-
дикт исцелял страждущих и больных.
Сестра преподобного Венедикта
святая Схоластика также прослави-
лась своей подвижнической жизнью.
Она сохранила девство и с юных лет
посвятила себя служению Богу. Раз в