|
|||
14-й день
|
383
|
||
|
|||
на фреске «Строительство аббатства
Монте-Кассино» известного флорен- тийского живописца Луки Синьорел- ли, 1440?1523 гг.). Здесь же была построена часовня во имя святого Мартина Турского. Через некоторое время число насельников монастыря довольно значительно возросло, оби- тель была обнесена высокими стена- ми. Она служила надежным прибе- жищем окрестным жителям от напа- дений остготов, лангобардов и других варваров. Преподобный Венедикт устроил при Монте-Кассинском мона- стыре замечательную библиотеку, с богатым собранием рукописных книг. Старшим инокам монастыря он пору- чил обучение грамоте детей окре- стных жителей и переписывание свя- щенных и богослужебных книг (это помогло впоследствии сохранить мно- гие памятники раннехристианской письменности). Таким образом, мона- стырь постепенно превратился в центр духовного просвещения и бо- гословского образования. Еще при жизни святого Венедикта близ Мон- те-Кассино возник другой мона- стырь ? Террачина. В Монте- Кассинском монастыре преподобный Венедикт создал в 530?540 годах общежительный Устав, состоящий из 73 глав, в основу которого положил правила восточных пустынников и 12 книг «О постановлениях киновий» преподобного Иоанна Кассиана Рим- лянина (!435; память 29 февраля). Устав этот, написанный латинским языком, приближающимся к народно- му, получил широкое распростране- ние в Западной Европе и был принят впоследствии многими монастырями (до 1595 года он выдержал более 100 изданий). Особенность Устава заклю- чается в том, что он соединил мона- шеские идеалы Востока с правилами подвижнической жизни Западной Европы. Каждый желающий посту- пить в монастырь должен был про- быть в нем послушником в течение года, чтобы изучить Устав, привык- нуть к монастырской жизни и убе- диться в готовности (или неспособно- сти) принять монашеский постриг. Приняв постриг, монах-бене-
диктинец дает обет постоянства (вЪа- ЫШаз 1ос1) и уже не имеет права покидать монастырь (кроме исключи- тельных случаев); он должен на вся- |
кое дело испрашивать благословения
настоятеля (аббата). Настоятель обители, избираемый
монахами, хотя и выслушивает сове- ты старших и опытных братии, но решения принимает самостоятельно, его духовная власть в монастыре является пожизненной. Исполнение Устава рассматривается как важная ступень в духовном восхождении. Необходимыми условиями такого восхождения являются нестяжание, целомудрие, смирение, молитва и труд. Святой Венедикт справедливо считал лень матерью всех пороков и настаивал на необходимости физиче- ского и умственного труда. Сам он неутомимо трудился с раннего утра до позднего вечера, подавая добрый пример братии. «Из монастыря Монте-Кассино бе-
недиктинский устав с необычайной быстротой распространяется по хри- стианскому Западу; он воспитывал из века в век дисциплинированную ар- мию монахов, способную корчевать пни и распахивать целину в необжи- тых местах, поддерживать в правиль- ном состоянии раз налаженное хозяй- ство, систематической пропагандой обращать в новую веру языческое население. Эта равномерная, беспе- ребойная, согласованная работа мно- гих людей, каждый из которых прино- сил свою личную своеобычность в жертву сверхличному распорядку, во многом заложила основы средневеко- вого духовного строя» (Из истории культуры Средних веков и Возрожде- ния. М., 1976, с. 41). За свою праведность и святость
преподобный Венедикт удостоился от Господа дара прозорливости и ясно- видения. Так, например, он предуз- нал о кончине епископа Капуанского Германа, увидев, как Ангелы возно- сят на Небо его душу. Предводителю готов Тотилле свя-
той Венедикт пророчески возвестил, что он возьмет Рим, но будет убит через 10 лет; это предсказание сбы- лось в 552 году. Известны также многие случаи, когда святой Вене- дикт исцелял страждущих и больных. Сестра преподобного Венедикта
святая Схоластика также прослави- лась своей подвижнической жизнью. Она сохранила девство и с юных лет посвятила себя служению Богу. Раз в |
||
|
|||