19-й день
87
Преподобный Иннокентий, ревно-
стно следуя наставлениям своего муд-
рого учителя, достиг такой высоты
духовной зрелости, что по решению
преподобного Нила должен был сам
стать наставником других.
Благословляя своего сподвижни-
ка, прозорливый старец сказал: «Иди
на Нурму: Бог тя имать прославити
тамо и твоя обитель будет обща...»
Не предполагал преподобный Ин-
нокентий, что когда-нибудь ему при-
дется покинуть скит, но смиренно
последовал словам наставника, как
указанию Промысла.
Преподобный Иннокентий посе-
лился в Комельском лесу около 1491
года.
В то время вся южная часть
Вологодского края была покрыта
сплошными лесами, рассекаемыми
течением рек Комелы, Нурмы, Еды и
множества безымянных речек и ручь-
ев, которые делали эти места заболо-
ченными.
Но именно сюда, начиная с XIV
века, стали устремляться русские
подвижники. Первым проложил доро-
гу в Комельский лес преподобный
Димитрий Прилуцкий, позднее ?
преподобные Сильвестр Обнорский,
Сергий Нуромский, Павел Обнор-
ский. В этом ряду северных святых
преподобный Иннокентий занял до-
стойное место.
В 70 км от Вологды и в 10 км от
реки Нурмы на реке Еде воздвиг он
себе уединенную келлию. Но недолго
пришлось пребывать отшельнику в
одиночестве. Один за другим стали
приходить к нему искавшие идти по
узкому пути спасения. Преподобный
Иннокентий всех принимал с
любовью.
Преподобный Нил направил сво-
ему любимому ученику дошедшее до
нас послание, в котором наставлял
его исполнять заповеди Господни,
неустанно молиться, подражать жи-
тию святых, хранить их предание и
учить тому же братию.
Вначале преподобный Иннокен-
тий ввел устав по образцу Сорского
скита, но по мере того, как число
приходящих к нему умножалось, им
был принят общежительный устав,
отличавшийся особой строгостью,
/ЕЛ*
Под руководством преподобного
Иннокентия братия построили храм
во имя святого Иоанна Предтечи,
Крестителя Господня. Руководству-
ясь уроками своего учителя, препо-
добный Иннокентий любил настав-
лять иноков словами из святоотече-
ских писаний, особенно из творений
святителя Иоанна Златоуста, препо-
добных Симеона Нового Богослова,
Антония Великого.
Равнодушный к мирским благам
и потребностям тела, всегда доволь-
ствовавшийся малым и никогда не
просивший вкладов даже на устрой-
ство храма, преподобный Иннокен-
тий тридцать лет руководил братией.
Предчувствуя близость смерти,
преподобный написал духовное заве-
щание, которое должно было служить
руководством для иноков и после его
кончины: «Се аз убогий инок Инно-
кентий написал есмя сий завет, аще
кому повелит Бог жити в пустыни
нашей. Прежде всех о сем молю.вас,
Господа ради, поминайте мене грещ-
наго во святых молитвах своих. Аз
вам отцем и братиям нашим зельне
челом бью. Сие же завещеваю, ежебы
промежду вами брани не было, но
любовь, яже о Христе и мир духовный
посреде вас.. А еже како пребывати в
пустыни нашей молитве во веки и
како питатися и когда подобает исхо-
дити потребы ради в благословенно
время на рукоделие и о прочем, сия
вся вчинена суть в писании господи-
на и учителя моего отца Нила, и яже
написана в сей книзе. Сего ради аз
вскоре притекох и понеже тамо обря-
щеши вся, яже благоугодна суть
Богови»,
Точный год преставления препо-
добного Иннокентия Комельского не
известен. Из наиболее вероятных дат,
по одним источникам?19 марта
1511 года, по другим?19 марта 1522
года. В 1538 году на Иннокентиеву
пустынь неожиданно напали казан-
ские татары, сожгли церковь и кел-
лии, убили старцев и многих взяли в
плен. Но вскоре монастырь был возоб-
новлен и просуществовал до XVIII
века, после чего был превращен в
приходскую церковь, в которой поко-
ились под спудом мощи преподобного
Иннокентия.
ь