|
|||
464
|
Месяц сентябрь
|
||
|
|||
поставлялся глава Русской Церкви,
неожиданные события, политические интересы различных группировок ? по Божьему попущению отодвигали окончательное, канонически ясное и твердое решение вопроса. Но все эти годы святитель Киприан в смирен- ном величии нес духовный крест своего первосвятительства и оста- вался молитвенником и предстателем за всероссийскую паству. Высокооб- разованный, книжный, монашеского устроения души человек, не полити- кан, он не затевал интриг, но ни на ми- нуту не допускал мысли об отступ- лении от принятого послушания; на Руси он был не наемником, но истин- ным пастырем. Он осознавал свой крест наследника первопрестольни- ков Российских, и это выразилось в глубоком молитвенном почитании им святителя Петра. После Куликовской битвы и ги-
бели Мамая, весной 1381 года, князь Димитрий Донской вызвал святи- теля Киприана из Киева в Москву. Вскоре последовали новые скорби и искушения: нашествие Тохтамыша, гонения со стороны князя, деятель- ность митрополита Пимена (митро- полия оказалась поделенной по гра- нице ордынских владений). Лишь в марте 1390 года митрополит Ки- приан снова был встречен новым Московским князем Василием Димит- риевичем и после 14 лет искушений занял всероссийский митрополичий престол. Летом 1395 года к Москве прибли-
зилось войско Тамерлана. Митрополит Киприан объявил всенародный пост и благословил перенесение из Вла- димира в Москву крестным ходом чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Москва была чудес- ным образом спасена, и святитель Киприан установил ежегодное празд- нование сретения иконы 26 августа, основав на том месте церковь и Сретен- ский монастырь. Церковно-политическая програм-
ма святителя определялась прин- ципом единства Русской Церкви, который он соблюдал до конца своей жизни. Он способствовал сплочению русских княжеств вокруг нового политического центра ? Москвы ? и повышению авторитета Московских |
князей, что сильно укрепило Русское
государство. Огромен вклад святителя Ки-
приана в книжное дело на Руси. Вы- сокообразованный митрополит был усердным переписчиком, искусным переводчиком, редактором, одарен- ным писателем и реформатором лите- ратурного языка. Он уделял большое внимание «исправлением книжным», стремясь внести порядок и единство в язык русской книжности и право- писание. Он работал над совершен- ствованием церковного Устава и литургических текстов, саморучно переписал Псалтирь, Служебник, Требник, «Лествицу» Иоанна Лествич- ника. Он ? автор жития святителя Петра и службы ему, а также поуче- ний и посланий. Большая часть этих трудов проделана в подмосковной ре- зиденции митрополита ? селе Голе- нищеве, облюбованном им еще в пер- вые годы его пребывания в Московском княжестве за тишину и безмятеж- ность, к которым он так стремился. При святителе Киприане на Рус-
ском Севере было основано множество монастырей, развивалось церковное строительство, расписывались церкви по всей Руси. На его правление при- ходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева. При нем же была проведена реформа русского церковного пения и музы- кальной нотации. С ним связывают и переход Руси с «мартовского» года на «сентябрьский». Преуспевая в богоугодных подви-
гах, митрополит Киприан достиг глу- бокой старости и занемог, пребывая в своем селе Голенищеве. За четыре дня до кончины он написал прощаль- ную грамоту, «многаго любомудрия и Божественнаго разума исполнену», в которой прощал и благословлял всех верующих и сам просил у них прощения, завещая прочесть ее над его гробом перед народом. Святитель Киприан скончался в
ночь на 16 сентября 1406 года, Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успен- ском соборе Кремля. Святые мощи его были обретены при перестройке собора 27 мая 1472 года и покоятся рядом с мощами святителя Фотия. |
||
|
|||