464
Месяц сентябрь
поставлялся глава Русской Церкви,
неожиданные события, политические
интересы различных группировок ?
по Божьему попущению отодвигали
окончательное, канонически ясное и
твердое решение вопроса. Но все эти
годы святитель Киприан в смирен-
ном величии нес духовный крест
своего первосвятительства и оста-
вался молитвенником и предстателем
за всероссийскую паству. Высокооб-
разованный, книжный, монашеского
устроения души человек, не полити-
кан, он не затевал интриг, но ни на ми-
нуту не допускал мысли об отступ-
лении от принятого послушания; на
Руси он был не наемником, но истин-
ным пастырем. Он осознавал свой
крест наследника первопрестольни-
ков Российских, и это выразилось в
глубоком молитвенном почитании им
святителя Петра.
После Куликовской битвы и ги-
бели Мамая, весной 1381 года, князь
Димитрий Донской вызвал святи-
теля Киприана из Киева в Москву.
Вскоре последовали новые скорби и
искушения: нашествие Тохтамыша,
гонения со стороны князя, деятель-
ность митрополита Пимена (митро-
полия оказалась поделенной по гра-
нице ордынских владений). Лишь
в марте 1390 года митрополит Ки-
приан снова был встречен новым
Московским князем Василием Димит-
риевичем и после 14 лет искушений
занял всероссийский митрополичий
престол.
Летом 1395 года к Москве прибли-
зилось войско Тамерлана. Митрополит
Киприан объявил всенародный пост
и благословил перенесение из Вла-
димира в Москву крестным ходом
чудотворной Владимирской иконы
Божией Матери. Москва была чудес-
ным образом спасена, и святитель
Киприан установил ежегодное празд-
нование сретения иконы 26 августа,
основав на том месте церковь и Сретен-
ский монастырь.
Церковно-политическая програм-
ма святителя определялась прин-
ципом единства Русской Церкви,
который он соблюдал до конца своей
жизни. Он способствовал сплочению
русских княжеств вокруг нового
политического центра ? Москвы ?
и повышению авторитета Московских
князей, что сильно укрепило Русское
государство.
Огромен вклад святителя Ки-
приана в книжное дело на Руси. Вы-
сокообразованный митрополит был
усердным переписчиком, искусным
переводчиком, редактором, одарен-
ным писателем и реформатором лите-
ратурного языка. Он уделял большое
внимание «исправлением книжным»,
стремясь внести порядок и единство
в язык русской книжности и право-
писание. Он работал над совершен-
ствованием церковного Устава и
литургических текстов, саморучно
переписал Псалтирь, Служебник,
Требник, «Лествицу» Иоанна Лествич-
ника. Он ? автор жития святителя
Петра и службы ему, а также поуче-
ний и посланий. Большая часть этих
трудов проделана в подмосковной ре-
зиденции митрополита ? селе Голе-
нищеве, облюбованном им еще в пер-
вые годы его пребывания в Московском
княжестве за тишину и безмятеж-
ность, к которым он так стремился.
При святителе Киприане на Рус-
ском Севере было основано множество
монастырей, развивалось церковное
строительство, расписывались церкви
по всей Руси. На его правление при-
ходится русский период творчества
Феофана Грека и начало творческого
пути преподобного Андрея Рублева.
При нем же была проведена реформа
русского церковного пения и музы-
кальной нотации. С ним связывают
и переход Руси с «мартовского» года
на «сентябрьский».
Преуспевая в богоугодных подви-
гах, митрополит Киприан достиг глу-
бокой старости и занемог, пребывая
в своем селе Голенищеве. За четыре
дня до кончины он написал прощаль-
ную грамоту, «многаго любомудрия и
Божественнаго разума исполнену»,
в которой прощал и благословлял
всех верующих и сам просил у них
прощения, завещая прочесть ее над
его гробом перед народом.
Святитель Киприан скончался в
ночь на 16 сентября 1406 года, Тело
его было перенесено из Голенищева
в Москву и предано земле в Успен-
ском соборе Кремля. Святые мощи
его были обретены при перестройке
собора 27 мая 1472 года и покоятся
рядом с мощами святителя Фотия.