11-й день
233
составлено было священномучеником
Патриархом Ермогеном. Существует
акафист святителю Варсонофию.
Литература
Полное Собрание Русских Летопи-
сей (Никоновская летопись). Т. 13.
СПб., 1910.
Православная богословская эн-
циклопедия. Т. 3. СПб., 1902.
Тверской патерик. Казань, 1907.
Преподобных Евфймия и Харитона Сянжемских
Тропарь, глас 1:
П устынное и безмолвное житие ваше постниче-
ски препроводйвше, / Христов бо крест на
рамо вземше/ и Того стопам усердно
последовавшее на невйдимаго врага мужески
ополчйстеся/ и того козни сокрушйсте, / молитва-
ми и слезами, чистотою Богови приблйжившеся, /
преиодобнии отцы наши Евфймие и Харитоне. /
Яко солнце, осияваете светозарными лучами чу-
дес ваших,/ всех нас спасите, с верою призыва-
ющих вас / и творящих честную вашу память, / и,
яко имущий дерзновение ко Спасу,/ мир мйрови
испросите и спастйся душам нашим.
Преподобные Евфимий и Хари-
тон Сянжемские. О жизни святых
подвижников сохранилось не много
сведений. Преподобный Евфимий
был уроженцем Вологды. Монаше-
ский постриг он принял недалеко от
родного города, в Спасском Камен-
ском монастыре на Кубенском озере.
Эта древняя обитель была, начиная с
XII века, духовным очагом Правосла-
вия на Севере и в течение нескольких
веков подготовила многочисленных
миссионеров ? подвижников и буду-
щих основателей монастырей. Инок
Евфимий провел в различных мона-
стырских послушаниях длительное
время. Стремясь к отшельнической
жизни, он оставил обитель и перешел
на восточный берег Кубенского озера,
в пустыньку близ устья реки Кушты.
Своими руками он построил малень-
кую келлию и жил в полном уедине-
нии, окруженный непроходимыми бо-
лотами и густым лесом. Здесь под-
вижника навестил его собрат по мо-
настырю преподобный инок Алек-
сандр, также оставивший обитель для
уединенных подвигов на реке Сянже-
ме. Совершенная беалюдность ме-
стности пришлась по сердцу Алексан-
дру, и он предложил Евфимию обме-
няться келлиями. И хотя преподобно-
му Евфимию не хотелось покидать
обжитое место, он воспринял эту
просьбу как указание Божие и согла-
сился, оставив свой крест в благосло-
вение иноку Александру, впослед-
ствии прославившемуся духовными
подвигами (1"1439; память 9 июня).
Поселившись на реке Сянжеме (в 120
верстах от Вологды) в келлии препо-
добного Александра, инок Евфимий
продолжал свои подвижнические тру-
ды непрестанной молитвы и поста.
Вскоре его уединение было наруше-
но. Жители окрестных селений, нуж-
давшиеся в отеческих советах, устре-
мились к отшельнику. Преподобный
Евфимий, полагаясь на Промысл Бо-
жий и не смущаясь нарушением